Ежегодно в Украине онкологические заболевания регистрируются у 150 тыс. человек. Около 40% больных умирают в течение года после установления диагноза — из-за недостаточно эффективного лечения. В то же время немецкие ученые надеются, что победить страшную болезнь можно, просто отказавшись от сахара.
Неофициальная медицина давно предлагает много диет, которые могли бы помочь в борьбе с раком. В Украине разнообразные целители обещают исцеление то за счет сыроедения, то с помощью поедания дикорастущих грибов, то при условии добавления в пищу собственной мочи.
На Западе некоторые онкобольные в качестве последнего средства хватаются за диету Бреусса, которая предусматривает отказ от твердых пищевых продуктов и 42-дневное лечение соками и чаем (приводит к ослаблению иммунной системы), диету Джерсона — строго вегетарианское питание со свежеотжатым соком телячьей печени и потреблением кофе и касторового масла (она вызывает нарушения сна), диету Бюргера — прием продуктов, имеющих только приятный вкус и запах, а также сырого мяса и яиц (опасность в неполноценном питании).
Официальная медицина долго отказывалась даже обсуждать подобные методы, но постепенно диетология в ограниченной форме проникла в арсенал онкобольниц. Так, согласно недавним исследованиям американских ученых, результаты которых опубликованы в «Международном журнале рака», после операции по удалению предстательной железы (по поводу злокачественной опухоли) у пациентов, ограничивающих употребление насыщенных жиров, результаты были лучше, чем у тех, кто не соблюдал диету.
Медики из Центра рака в Хьюстоне (США) проанализировали данные 390 пациентов, принявших участие в исследовании. После пятилетнего периода наблюдения у 80% мужчин, которые ограничивали употребление насыщенных жиров в ежедневном рационе, признаков рака не обнаружено. У пациентов, поглощавших насыщенные жиры в повышенных количествах, эта цифра составила лишь 65%.
Немецкие ученые, как сообщает www.welt.de, работают сегодня над изучением эффективности масляно-белковой диеты. Исследование возглавляет Ульрике Кеммерер, врач университетской клиники Вюрцбурга.
Известно, что обмен веществ многих опухолей отличается от режима питания нормальных тканей организма. Здоровые клетки получают энергию, сжигая глюкозу с помощью кислорода, и полностью превращают ее в конечные продукты — двуокись углерода и воду.
Опухолевые клетки, напротив, сбраживают сахар без потребления кислорода и разлагают глюкозу только до уровня молочной кислоты. Для покрытия повышенной потребности в энергии они нуждаются в очень большом количестве глюкозы.
«Начиная с определенного размера клетки опухоли больше не могут покрывать свою потребность в энергии, так как кислорода, поступающего по кровеносным сосудам, недостаточно. Недостаток кислорода тормозит рост опухоли», — утверждает Кеммерер. Соответственно, оправдано предположение, что отсутствие глюкозы может препятствовать дальнейшему росту опухоли.
Для пациента это означает: никаких сладостей, картофеля, риса, лапши, немного фруктов и хлеб только специальных сортов. Взамен нужно употреблять высококачественные растительные масла в комбинации с йогуртом, белками в виде рыбы, мяса, колбасы, сыра и в большом количестве — овощи и орехи. Такая масляно-белковая диета обеспечивает получение с пищей еще и особых жирных кислот, предотвращающих размножение раковых клеток.
Однако эта диета целесообразна исключительно при прогрессирующих опухолях, уже перестроившихся на «больной» режим питания.
Проверку эффективности диеты немецкие медики приводят с участием 30 пациентов. Исследование еще продолжается, но первые результаты обнадеживают: некоторые больные чувствуют себя хорошо.
В то же время ученые подчеркивают, что еще слишком рано говорить об определенных рекомендациях — объем исследований нужно расширить.